Бережливое производство – это не инструмент и не принципы, не философия и не статус. Бережливое производство – парадигма, определяющая компанию нового поколения, отошедшую от некогда актуальных принципов организации. Как оказалось для компании единственной возможностью выжить на высоко конкурентном рынке является постоянное развитие – рост, темпы которого опережают ближайших конкурентов.

При этом компании вовсе не обязаны выживать. Большая часть из них создается, занимает свою нишу, обеспечивающую гарантированный сбыт на ограниченном рынке, и дожидается, пока эту нишу завоюет более предприимчивый конкурент.

Для потребителя же совершенно не важен тот факт, что вы не справились. Его не волнует отсутствие амбиций у поставщика, желание просто занять место под солнцем и прочие несущественные факты. Его интересует лишь то, способны ли вы поставить товар или услугу, оговоренного качества, по цене ниже чем у конкурентов, в согласованный срок. Остальное совершенно не важно.

Вспомните хотя бы, как вы вели себя при покупке какой-либо дорогостоящей утвари (мебели или бытовой техники). Вы не входили в положение продавца, не принимали в учет то, что возможно владелец магазина – крепкий хозяйственник, надежный семьянин, испытывает трудности с ликвидностью или что у него заболела собака. Вас волновали лишь вопросы качества и цены, имеющихся в наличии на складе в магазине, товаров.

И на рынке всегда найдется тот, кто растет, развивается, ставит своей целью предоставлять товар высшего качества, по минимальной цене и в срок. Если он станет вашим конкурентом единственное, что останется делать вам – либо обеспечить более высокий темп роста своей фирмы, либо ждать, что более продвинутые конкуренты выдавят вас с рынка.

Таким образом, развитие – это отнюдь не обязанность.

Но если вы все же пошли по пути развития, то будьте готовы, что оно будет занимать у вас более 90% времени. Большая часть менеджеров современных Российских компаний с готовностью разрабатывают и реализуют инвестиционные проекты по строительству и вводу в эксплуатацию новых мощностей. При этом они имеют ложное представление о том, что это и есть развитие.

Но давайте подумаем, обеспечивает ли установка нового оборудования, запуск новой линии или цеха, в общем, любая инвестиция во внеоборотные активы, отрыв от конкурентов.

Нет. Не обеспечивает.

Ведь наши конкуренты имеют тот же доступ к результатам научно технического прогресса, как и мы. И тот же доступ к финансовому и кредитному рынку. А значит все усилия по очередным вложениям и увеличению активов – это всегда экстенсивный рост, даже если применяются новые технологии, так как те же самые инвестиционные проекты могут быть воспроизведены конкурентами.

Таким образом, единственным реальным фактором, обеспечивающим отрыв от конкурентов может быть лишь производственная система.

Производственная система – уникальный набор методик организации производства (товаров, работ, услуг) на предприятии, который при исходных данных (структуре, местоположении, состава персонала, истории развития и прочем) обеспечивает минимальную цену на требуемый клиентом товар, при условии поставки товара в срок.

Производственная система выстраивается в течении нескольких лет и далее развивается бессрочно на протяжении жизни самого предприятия. При этом воспроизведение конкурентами производственной системы в целом невозможно, так как она представляет собой уникальный набор организационных методик и сформированную среди людей (сотрудников предприятия) культуру, которая была приобретена через совместный опыт внедрения.

Истории известны попытки слепого копирования успешных производственных систем (достаточно вспомнить пример внедрения производственной системы Тойота на заводе NUMMI в США). Без формирования своего уникального опыта строительства производственной системы существование самой такой системы невозможно.

Таким образом, работа над созданием и продвижением своей производственной системы – это реальное развитие компании, способное обеспечить рост, опережающий конкурентов, с помощью таких средств, которые конкурент не способен воспроизвести.