Когда люди практикуют Кайдзен, они учатся наблюдать реальность, видеть факты и решать проблемы. Люди учатся лучше, когда поощряются эксперименты.

Существует очень хорошее видео из выступления Джона Шука из Lean Enterprise Institute, под названием Изменения Лин – Организация и Персонал. Из него можно узнать о заводе в Калифорнии, который прошел путь от самого худшего завода GM до самого лучшего за 1 год, без дополнительных инвестиций.

Еще в середине 1980-х этот завод NUMMI стал совместным предприятием Toyota и GM. Цель для Toyota была в том, чтобы научиться руководить заводом в соответствии с Дао Toyota, за пределами Японии. Цель GM была, предположительно, в том, чтобы заставить их худший завод работать лучше. В результате сложилась интересная история.

Джон Шук отмечает, что одним из безопасных условий бережливого мышления является то, что «у всех постоянно есть проблемы», поэтому прятать проблемы – одна из худших вещей, которые мы можем делать. Этот принцип вскрытия и решения проблем был жив в течение многих лет в NUMMI, однако, к сожалению, быстро не распространился, на остальную часть General Motors, что мы видим из последних новостей об отзывах и действиях менеджмента по сокрытию проблем.

В видео Джон Шук также объясняет, что Лин требует экспериментального мышления, а не мышления исполнительского. По его словам, исполнительское мышление направлено на то, чтобы «делать все по правилам», а экспериментальное мышление фокусируется на «поиске неудач» и более терпимом отношении к ошибкам. Однако, хоть мышление Лин требует экспериментов, но для того чтобы получить результат требуется несколько больше чем подход «поиска неудач». Успех Лин выражается в итоговых результатах, а их можно получить только при внедрении проверенных моделей, методов и систем.

Еще одним способом объяснить эту мысль может быть тезис: «мы экспериментируем через Кайдзен с целью, реализовать Лин систему». Лин система и ее подсистемы будут осуществляться по-разному и выглядеть по-разному в различных контекстах. Но результат использования Лин узнаваемо похож на любом предприятии. Лучшие производственные системы внедряются и поддерживаются сверху вниз и используются снизу вверх, позволяя людям, которые исполняют работу изменять и улучшать ее. Кайдзен является методом для достижения, поддержания и улучшения Лин (или любой другой) системы.

Я согласен, что Лин находится как на организационном, так и на персональном уровне. С Кайдзен, Лин должен стать персональным. Когда люди практикуют Кайдзен, они учатся наблюдать реальность, видеть факты и решать проблемы. Люди учатся лучше, когда эксперименты поощряются, и как успехи, так и неудачи воспринимаются неотъемлемой частью совершенствования. Это еще одна причина, почему скрывать проблемы – плохо. Такой подход скрывает возможности для улучшения. Руководство в Лин системе не обвиняет, изолируя людей от фактов или скрывая проблемы. Оно развивает и поддерживает людей, которые решают проблемы стремясь к более высоким стандартам, более высоким целям.